Сеть трубопроводов, по которой под определенным давлением перемещается вода, состоит из отдельных соединенных между собой участков стальных труб. Трубопровод на всем своем протяжении, в том числе в местах соединений, должен быть прочным, плотным и сохранять непроницаемость при температурных изменениях.
Стальные трубы соединяют на резьбе, фланцах и сварке, С помощью фланцев стыкуются трубы в основном большого диаметра. В квартире же, в индивидуальном доме или на садовом участке трубы чаще всего соединяются на резьбе с помощью фитингов (соединительных частей).
Соединение на резьбе позволяет производить при необходимости замену и ремонт отдельных участков без демонтажа всей сети. Соединение на резьбе доступно практически любому, тогда как сварочные работы требуют не только дорогостоящего оборудования, но и соответствующей квалификации. Соединительные части изготавливают с цилиндрической резьбой.
Для соединения стальных труб на резьбе используют фитинги из ковкого чугуна и стали. Соединительные части из ковкого чугуна применяют для трубопроводов, по которым проходит вода или пар с температурой не выше 175°С и давлением до 1,6 МПа при диаметрах условного прохода не более 40 мм и до 1 МПа при диаметрах от 50 до 100 мм. Соединительные части из стали используют для трубопроводов всех диаметров при давлении до 1 , 6 М П а . Ф и т и н г и из ковкого чугуна имеют на концах утолщения-буртики, необходимые для большей прочности. У фитингов из стали на концах нет буртиков.
Фитингами из ковкого чугуна с цилиндрической резьбой для соединения труб по прямой и для заглушки концов являются муфты прямые и переходные, соединительные гайки, фу-торки, контргайки, пробки.
Для соединения труб под углом и устройства ответвления используют такие фитинги из ковкого чугуна, как угольники прямые и переходные, тройники прямые и переходные. Торцы фитингов должны быть ровными и перпендикулярными к оси соединительной части. Внутренняя и наружная резьбы должны быть чистыми, без заусениц и нарезанными точно по осевым линиям фитингов.
При цилиндрических резьбовых соединениях труб, по которым транспортируется холодная и горячая вода (температура 100°С), уплотнительным материалом служит льняная прядь, пропитанная суриком или белилами, замешанными на натуральной олифе.
Для трубопроводов с теплоносителем температурой более 100°С в качестве уплотнительного материала используется асбестовый шнур вместе с льняной прядью, пропитанные графитом, з а м е ш а н н ы м на натуральной олифе. Резьбу вначале промазывают суриком или белилами. На короткую резьбу (рис. 3, а) льняную прядь наматывают со второй нитки от торца трубы по ходу резьбы тонким ровным слоем без обрыва.
Сухую прядь необходимо предварительно тщательно рассучить, чтобы х о р о ш о отделялись волокна. Намотанную прядь сверху по ходу резьбы промазывают разведенным суриком. Прядь не должна свисать с конца трубы или входить внутрь трубы, поскольку это может в ы з в а т ь засорение трубопровода.
Соединительные части следует навертывать на трубы до отказа, т. е. так, чтобы они заклинились на двух последних
конусных нитках резьбы, чем обеспечивается герметичное соединение.
У короткой резьбы есть несколько особенностей. Там, где она заканчивается и начинается гладкая поверхность трубы, последние 1—2 витка резьбы имеют меньшую глубину, т. е. больший внутренний диаметр. Такие витки называются сбегом резьбы. Муфта, навинчиваемая на резьбу, с помощью сбега и уплотнения обеспечивает надежное соединение. Длина резьбы трубы меньше половины длины резьбы муфты на 2—3 витка.
При соблюдении этих правил резьбы соединяемых труб перекроются муфтой, благодаря чему соединение будет выполнено правильно. Если же на одной из соединяемых труб оказалась более длинная резьба, то можно или укоротить ее с помощью ножовки, или навернуть контргайку.
Рис. 3. Соединение стальных труб: а — на короткой резьбе; б — на длинной резьбе: 1 — труба; 2 — муфта; 3 — контргайка; 4 — уплотнение; 5 — длинная резьба (сгон); 6 — короткая резьба; 7 — зазор между торцами труб; в — фланцевое соединение труб: 1 — труба; 2 — фланец; 3 — прокладка
Трубы также соединяют и на длинной резьбе (рис. 3, б), применяя сгоны. Сгон — это короткая труба; к примеру, для полудюймовых труб ее длина составляет 110 мм. Сгон на конце имеет короткую резьбу для соединения труб муфтой. На другом конце сгона длина р е з ь б ы в несколько р а з б о л ь ш е . На длинной резьбе умещаются и муфта и контргайка. Длинная резьба позволяет регулировать общую длину трубы. Сгоны часто используют при замене поврежденных участков трубопровода. Чтобы разъединить трубы, муфта и контргайка сгоняются на длинную резьбу.
Стальные сгоны длиной 110 мм изготавливают для труб диаметром 15 и 20 мм; 130 мм — для труб диаметром 25 и 32 мм; 150 мм — для труб диаметром 38—50 мм. Сгон длиной 300 мм устанавливают на стояках отопления. Сгон компенсирующий длиной 130 мм изготавливают из труб диаметром 15 и 20 мм, а длиной 140 мм — из труб диаметром 25 и 32 мм и устанавливают у нагревательных приборов.
Соединяют сгон таким способом. На длинную резьбу насухо навертывают контргайку и муфту. Свинчивая муфту с длинной резьбой, ее навинчивают до конца короткой резьбы, используя уплотнительный материал. Затем наматывают у торца муфты по ходу резьбы свитый в жгутик уплотнительный материал и контргайку плотно подгоняют к муфте. Жгутик помещается в фаске муфты, препятствуя просачиванию воды или пара по резьбе. Если в муфте отсутствует фаска, жгутик уплот-нительного материала выдавливается контргайкой, что не обеспечит достаточно плотного соединения. Места соединения труб очищают от выступающего уплотнительного материала ножовочным полотном.
Асбестовый шнур со льном наматывают от сбега к началу резьбы, что позволяет более плотно уложить его на резьбу и не сбить при навинчивании фасонной части.
В последнее время вместо льна, сурика и олифы для уплотнения резьбовых соединений применяют уплотнительную ленту ФУМ шириной 10—15 мм и толщиной 0,08—0,12 мм.
При использовании ленты ФУМ резьбу предварительно очищают от загрязнения, протирая ее ветошью. Затем на резьбу навертывают фитинг или арматуру. На трубы диаметром 15— 20 мм ленту наматывают в три слоя, а на трубы диаметром 25—32 мм — в четыре слоя. При выполнении разъемных соединений (сгонах) между муфтой и контргайкой наматывают жгут из трех слоев той же ленты. Если резьбовое соединение не обеспечивает герметичности и появляется необходимость замены уплотняющего материала, резьбу следует хорошо очистить от ленты и заново произвести соединение с соблюдением вышеуказанных правил.
Трубы соединяют также с помощью соединительных гаек. Для этого на двух концах труб нарезают короткие резьбы и навинчивают на уплотнительный материал штуцеры соединительных гаек. Затем, поставив между соприкасающимися плоскостями штуцеров прокладку из тряпичного картона, проваренную в олифе, или паронитовую прокладку, штуцеры стягивают накидной гайкой.
При соединении труб с муфтовой арматурой трубы нарезают с уменьшенной короткой резьбой, соответствующей длине резьбы на арматуре. Водо- и газопроводные трубы на резьбе соединяют с помощью трубных ключей.
При свинчивании труб для получения надежного заклинивания фасонной части или арматуры на сбег резьбы нельзя подавать назад навинченную фасонную часть во избежание нарушения плотности соединения. Если фасонная часть или арматура не заняла необходимого положения и ее невозможно повернуть по ходу резьбы, то ситуацию можно исправить, разъединив сгоны по обеим сторонам фасонной части или арматуры и придав им требуемое положение. Затем сгоны необходимо вновь соединить.
Соединение труб на фланцах (рис. 3, в). Безрезьбовые стальные трубы можно соединять на приваренных к ним фланцах с помощью болтов, которые вставляются в отверстия фланцев. При навинчивании гаек на болты фланцы не должны давать перекос, поэтому гайки рекомендуется навинчивать не в порядке расположения болтов по окружности, а одну против другой.
В качестве уплотнительного материала между фланцами используют прокладки. Для трубопровода, предназначенного для холодной или горячей воды (до 100°С), прокладки изготавливают из тряпичного картона толщиной 3 мм. Вырезанные картонные прокладки смачивают водой и высушивают, чтобы лучше впиталась олифа, а затем пропитывают горячей олифой в течение 20—30 минут.
Для трубопровода, предназначенного для теплоносителя с темп е р а т у р о й от 100 до 450 °С и д а в л е н и е м до 5 М П а (50 кгс/см2), прокладки изготавливают из паронита. В паропроводах с давлением пара до 0,15 МПа для прокладок используют асбестовый картон толщиной 3—6 мм. Он должен быть плотным и гибким и не должен ломаться при сгибании под углом 90° вокруг цилиндра диаметром 100 мм. Асбестовые прокладки смазывают составом из графита, замешанного на натуральной олифе.
Между фланцами располагают одну прокладку. Чтобы она не упиралась наружной кромкой в болты, а внутренней не закрывала отверстия трубы, ее наружный диаметр не должен доходить до болтов, а внутренний до края трубы на 2—3 мм.
Фланцы соединяют болтами так, чтобы головки всех болтов помещались на одной стороне соединения. Концы болтов не должны выступать из гаек больше чем на 0,5 диаметра болта. Болты свинчивают простым или разводным гаечным ключом.
Разбирают фланцевые соединения таким образом. Сначала гаечными или трубными ключами последовательно развинчивают гайки и вынимают болты. Если они заржавели, выколачивают молотком по деревянной прокладке, поставленной на конец болта, чтобы не повредить резьбу. Старую прокладку срубают зубилом.
Сварка труб. Для сварного соединения, естественно, необходимо специальное оборудование. Сваривать трубы следует до уплотнения резьбового соединения лентой ФУМ. Если необходимо выполнить сварной стык после уплотнения резьбового соединения, последнее должно быть расположено не ближе 400 мм от места сварки.
Крепление труб должно быть таким, чтобы трубы удерживались в нужном положении и одновременно свободно передвигались в осевом направлении. Особенно это касается труб отопления и горячего водоснабжения.
Бывают неподвижные и подвижные крепления. Для данного перечня труб достаточно неподвижных креплений. В месте контакта такие крепления прочно охватывают трубу, что приводит при нагревании (охлаждении) к вспучиванию (стягиванию) труб между точками контакта. А на подвеске даже при неподвижном креплении трубопровод в целом может перемещаться.
Трубы с наружным диаметром до 40 мм фиксируются крючьями, трубы большого диаметра укладывают на кронштейны и подвески. Расстояния между креплениями для труб с внутренними диаметрами 15, 20, 25 мм соответственно равны при горизонтальной прокладке без изоляции 2,5; 3; 3,5 м, с изоляцией — 1,5; 2,2 м. Вертикальные трубы крепятся через каждые 3 м.