Игра протестирована на PC
Студия Flying Cafe for Semianimals была основана выходцами из GSC Game World, которые работали над серией S.T.A.L.K.E.R. Их первый самостоятельный проект — уникальный приключенческий квест Cradle — должен был выйти еще несколько лет назад, но прилично задержался. Тем радостнее видеть, что создатели сумели довести до конца свое начинание. О достижении идеала речь не идет, но удалось добиться главного — игра вызывает эмоциональный отклик, и через все огрехи пусть и с неохотой, но пробираешься ради очередного разговора с Идой или нового кусочка в картине мира.
⇡#Одиночество вдвоем
Вступление Cradle очень обманчиво. Сюжетная завязка с потерявшим память протагонистом уже, мягко говоря, не нова, но вот мы снова это наблюдаем: главный герой поднимается с пола, снимает с головы непонятный шлем и пытается понять, кто он такой и где находится. Окружение вызывает некоторое недоумение: странная лачуга, в которой соседствуют технологичные гаджеты, монгольский колорит и старая мебель. Первое же задание по приготовлению блюда для таинственной персоны настраивает на то, что перед нами интерактивное приключение в стиле Penumbra или Amnesia: сбиваем фрукты с дерева веткой, режем их ножом, забрасываем в печь дрова и прочее-прочее. Только игра оказывается совсем о другом. Амнезия к сценарию не имеет практически никакого отношения, а возможность побыть поваром — последнее и единственное задание с применением физики. Больше всего Cradle походит на классические квесты, только с более прозрачной и бытовой логикой.
Небо в Cradle какое-то… не такое. Как и все, что окружает героя
Небо в Cradle какое-то… не такое. Как и все, что окружает героя
В первую очередь удивляет антураж. Давно вы видели игру, действие которой разворачивается в монгольской степи? Нельзя сказать, что пейзажи поражают своей красотой, но окружение определенно создает атмосферу покоя и умиротворения. В этом заслуга и музыкального сопровождения: спокойный эмбиент и несколько проникновенных песен с чудесным женским вокалом. Cradle оборачивается по большей части медитативным приключением, хотя игрового процесса в ней на порядок больше, чем в той же Dear Esther.
В скором времени после вступления нам удается активировать Иду — одного из двух персонажей в проекте, с которыми нам предстоит пообщаться. И если второго — странного водителя летающей вагонетки — мы встретим лишь пару раз, то с механической девушкой проведем много времени. Прохождение занимает от силы пять-шесть часов, но даже этого хватает, чтобы привязаться к соседке поневоле. Создатели вложили много сил в героиню, и это чувствуется во всем: от общего дизайна до озвучивания. Ее отрешенно-усталый голос (как минимум в русской версии) одновременно обволакивает своей теплотой и вызывает сочувствие. Ее черты завораживают, а особенно — глаза. Она кажется настоящей, живой. Каждый раз, возвращаясь в хижину, с ней хочется поговорить, просто чтобы услышать.
Ида проводит большую часть времени в окружении цветов
Ида проводит большую часть времени в окружении цветов
Через диалоги с Идой подается большая часть истории. Катастрофа, накрывшая мир, напоминает о картине Альфонсо Куарона «Дитя человеческое»: из-за некоего вируса у людей больше не рождаются дети. И для того, чтобы homo sapiens не вымер как вид, ученые придумали способ перенести сознание в искусственные оболочки, а живые тела заморозить до тех пор, пока болезнь не будет побеждена. Со временем повествование перетекает в философское русло, превращаясь больше в притчу об эмоциях и красоте, где факты заменяются метафорами. Чтобы понять финал, рекомендуем изучать разные научные заметки в хижине, иначе на финальные титры (потрясающе, к слову, поставленные) вы будете смотреть с мыслью: «И что это сейчас произошло?»
Все события разворачиваются в течение одного дня и лишь в двух локациях: собственном доме и заброшенном парке развлечений «Сад гербер». К сожалению, обширная степь никак не используется — все эти просторы, открывающиеся взгляду, не содержат ничего интересного. Если исследовать досконально каждый сантиметр, можно найти несколько дополнительных записей, но они вряд ли стоят нескольких часов скучной прогулки. Поэтому и остается мчаться по сюжету вперед.
Помимо простых загадок, разработчики иногда предлагают аркадное развлечение в парке. Иде нужны новые запчасти, и достать их можно только в комнатах с испытаниями. Каждое из них предполагает прыжки по платформам и сбор кубов определенного цвета, которые нужно закидывать в водоворот до тех пор, пока не заполнится особый счетчик. Это удачно разбавляет процесс, но сложность можно было бы и снизить — после часа умиротворяющей прогулки по степи и душевного разговора удивляешься, что у нас вдруг проверяют скорость реакции. Даже сложно сказать, задумывалось ли так изначально, или «аркаду» втиснули ради увеличения продолжительности столь короткой игры.
Этот зловещий куб попортит вам крови
Этот зловещий куб попортит вам крови
* * *
Разработчики закрыли глаза на все тренды и шли своим путем — получилось неидеально и, несмотря на четыре года работы, на удивление камерно. Понятно, что многие моменты переделывались, и изначально, как нам кажется, задумывалась несколько другая игра. Тем не менее Cradle уникальна и стоит того, чтобы дать ей шанс.
Достоинства:
необычная атмосфера оригинального постапокалипсиса;
увлекательная история;
прекрасное музыкальное сопровождение;
Ида — просто прелесть.
Недостатки:
рваный ритм;
помимо хижины и парка аттракционов, в игре больше нет никаких интересных мест;
складывается ощущение, что Cradle переделывали несколько раз и много находок пошло под нож.