В свое время Endless Space несколько ошарашила нас тем, что, при шикарной проработке вселенной и ее истории, этой самой истории в игре места, по сути, не нашлось. Французские разработчики создали фантастический мир и сами же оставили его где-то за кадром, ограничившись лишь короткими роликами да отрывистыми сообщениями. Обидно было до жути, ведь вся эта мифология вокруг древней расы Вечных, некогда правившей галактикой, а после таинственным образом исчезнувшей, заслуживала более глубокого развития — причем не только в рамках игр. Endless Legend, к сожалению, страдает тем же самым недугом.
С первого же взгляда на «Легенду» понятно, что она с Endless Space одной крови, но как именно эти две игры связаны, человеку непосвященному, скорее всего, будет решительно непонятно. С одной стороны, родовые признаки налицо. Местом действия выступает легендарная планета Аурига, усеянная всевозможными реликвиями и таинственными руинами, оставшимися от эпохи Вечных. Пыль (местные особые наномашины) все так же используется в качестве универсального платежного средства, а среди доступных рас выделяются знакомые по дополнению Disharmony Хранители (Vaulters). Только вот на фоне всего этого еще более резонным становится главный вопрос: с чего это чистопородная фантастика Endless Space внезапно обернулась диковинным технофэнтези — с мечами и арбалетами, големами и драконами?
Художники опять постарались на славу
В самой игре об этом не говорится ни слова, а потому восстанавливать целостную картину мира приходится, штудируя небогатую тематическую Wiki. Свою долю сумятицы внесло и то, что Endless Legend увидела свет раньше «рогалика» Dungeon of the Endless, который хронологически является началом всей этой свистопляски вокруг Ауриги. Впрочем, профуканную в глобальном смысле историю разработчикам можно простить за то, что они придали смысл партиям внутри игры. У каждой расы есть своя персональная цепочка заданий, рассказывающая о поисках этим народом своего места в мире. Так, Хранители, после катаклизма вынужденные покинуть свои подземные жилища и выйти на поверхность, ищут ключи к собственному прошлому и изучают древние технологии Вечных. А вот, например, Некрофаги просто и бесхитростно пожирают все живое на своем пути. Задания сопровождаются интересными текстовыми зарисовками, которые вместе складываются в этакие маленькие рассказы — в ком-то из сценаристов Amplitude явно живет душа литератора. Стоит также отметить, что завершение расовой линейки квестов является одним из возможных условий победы, так что брезговать ими не стоит, даже если на сюжет как таковой вам плевать с высокой колокольни.
⇡#Зима близко
Если попробовать сравнить Endless Legend со старшими сестрами по жанру, то ближе всех по духу ей окажется даже не пятая «Цивилизация», а Age of Wonders III. Армии под началом полководцев (или же без них) топчут гексагональные земли, поселенцы закладывают новые города, а лидеры наций пытаются договориться друг с другом о делах насущных. Однако всякие мелкие сходные элементы очень быстро заканчиваются, а на смену им приходит понимание того, что французская «Легенда» — проект самобытный и интригующий.
Карта мира изначально разделена на крупные области, и в каждой из них можно возвести только один город — кто первый встал, того и тапки. Плотно утыкать весь континент теснящимися деревеньками не выйдет при всем желании, и это замечательно. Когда поселений мало, среди них не возникает ненужных, забытых и оставленных на попечение компьютерного управленца, а большое расстояние между ними заставляет задумываться о планировке строительства и обороне в случае нападения.
Все начинается с малого…
Игрок, закрепивший за собой право владения провинцией, получает доступ сразу ко всем полезным ископаемым на ее территории и может строить добывающие комбинаты на любых месторождениях независимо от того, насколько далеко те находятся от поселения. Сами города тоже надобно расширять, пристраивая к ним новые кварталы. Однако во всем следует знать меру — форсированная экспансия вызывает недовольство у народа, а это чревато плохими последствиями: встает производство, тормозятся исследования, Пыль перестает оседать в закромах. А ввиду малого количества городов бунт даже в одном из них может всерьез ударить по всей нации. Будьте гибкими, соблюдайте баланс — это ключ к успеху.
Но каким бы умелым правителем вы ни были, один фактор всегда будет вам неподвластен — это природа. По большей части на Ауриге царит лето, однако счетчик в углу экрана неумолимо предвещает наступление зимы. Причем время указывается не точно, а с очень большой разбежкой, и в итоге, как по закону подлости, чаще всего холода налетают в самый неподходящий момент. В студеную зимнюю пору жизнь становится ощутимо труднее: войска вязнут в снегу, движутся вполовину медленнее и видят не дальше своего носа, а также значительно сокращается выработка еды. Длятся заморозки, к счастью, обычно недолго.
Помимо восьми основных рас, Ауригу населяет множество различных малых народов, чьи поселения разбросаны по всей планете. Изначально они настроены враждебно по отношению к игроку, а потому для налаживания контактов их нужно первым делом расположить к себе. Простейший способ это сделать — грубая сила: прийти, перебить защитников, сжечь деревню, а потом отстроить ее заново. Новые жители — видимо, из страха, — претензий иметь уже не будут. Впрочем, есть и более спокойные методы коммуникации, открывающиеся после соответствующего исследования. Любовь аборигенов можно бесхитростно купить за звонкую монету, а можно и договориться об услуге — вы выполняете для них задание или несколько, после чего два народа становятся лучшими друзьями и получают бонусы от сотрудничества. Ну а потом умиротворенного соседа можно полностью ассимилировать и нанимать его бойцов в свое воинство.
Harmony, вы ли это?
Общение — как с такими малыми народами, так и с другими «великими» расами, — выявляет маленькую, но очень значимую особенность, которая меняет всю привычную систему дипломатии. В Endless Legend не получится постоянно чесать языками с лидерами других держав, осыпая их предложениями или угрозами. Отныне каждая реплика, произнесенная за столом переговоров, стоит определенного количества очков репутации. Вырабатывается она наравне с остальными ресурсами и идет именно на общегосударственные дела. Не озаботились стабильным ее притоком — что ж, слушать вас никто не станет, да и планы ускоренного развития империи на «ближайшую пятилетку» составить не позволят.
⇡#«Сталь хотела крови глоток…»
Впрочем, там, где бессильна политика, решить вопрос может сталь. Боевая механика сработана на манер Endless Space, однако с расчетом на более активное участие игрока в сражении. Когда сходятся две непримиримые силы, камера приближается вплотную к полю боя, а условные фигурки армий рассыпаются на составные отряды. Сами баталии можно охарактеризовать как «полутактические», разделенные на несколько фаз: подготовительную, приказную и активную. Что в этой системе дозволено игроку? Немногое: расставить войска, указать, кому кого в ближайший ход атаковать, и дать отмашку. После этого бойцы бросятся выполнять полученные приказы, чередуясь с противником согласно линейке инициативы, но вы в этом действе — лишь зритель, до следующей фазы ни на что повлиять не способный.
Подобный подход выглядит очень странно на фоне как «Цивилизации» с ее игрой в «Камень, ножницы, бумагу», так и Age of Wonders III с привычным походовым контролем. Но на деле оказывается, что сражения в Endless Legend сложнее и даже реалистичнее, нежели у конкурентов. К войне приходится подходить более вдумчиво, стараясь предугадать действия противника и учитывая множество факторов вроде ландшафта, а также достоинств и недостатков каждого солдата. Как и в прошлой части, игроку доступен удобный менеджер войск, позволяющий на основе четырех базовых для каждой расы дизайнов создавать отряды с совершенно разным уклоном. За счет миллиона учитываемых мелочей даже результаты автоматического боя порой трудно предсказать — нередко бывало так, что армия с низкими шансами на победу в итоге практически без потерь уничтожала значительно превосходящие силы противника.