Полгода назад, подытоживая свои достаточно прохладные впечатления от ранней версии обновленной Master of Orion, мы высказывали надежды на светлое будущее. Теперь же можно смело сказать, что официального релиза, в общем-то, можно было и не ждать, а еще тогда, в марте, встроить в статью итоговую таблицу, выставить оценку и закрыть тему. Потому что чуда не произошло. Игра не преобразилась, не похорошела — она вообще изменилась очень слабо. Ни одна из причин для обоснованного негодования так и не была устранена хотя бы частично. И, наконец, финальным ударом для новой Master of Orion стало то, что незадолго до ее выхода миру явилась другая космическая 4Х-стратегия — Stellaris, которая обходит детище NGD и Wargaming решительно по всем фронтам, выставляя его в совсем уж невыгодном свете.
Возьмем, к примеру, наличествующие расы. Да, к релизу их стало больше — к абстрактным космическим людям, медведям, котам, птицам, ящерицам и классическим большеголовым человечкам добавилась когорта не менее абстрактных космических насекомых, киборгов, ходячих кристаллов и иных колоритных личностей. Но какой толк от подобного многообразия, если процесс восхождения к власти над галактикой за любую из народностей не отличается ни на йоту? Что мрршаны, что дарлоки, что силикоиды — все расы живут по абсолютно одинаковым законам, изучают одни и те же технологии, строят одни и те же здания и бороздят просторы космоса на кораблях одних и тех же типов. Расовые особенности — а номинально они есть — настолько несущественны, что даже на ранних стадиях не оказывают значительного влияния на игру, а в скором времени и вовсе полностью нивелируются. В таких условиях все муки выбора сводятся исключительно к вашим эстетическим предпочтениям по дизайну кораблей и внешнему виду советника по науке, чья физиономия будет регулярно мозолить вам глаза.
Однако, здравствуйте
Однако, здравствуйте
На мировой арене представители других народов не воспринимаются как соперники или вообще как нечто равное пресветлейшей персоне игрока. Они — всего лишь препятствия на пути к мировому господству, которые со временем предстоит вычеркнуть из истории силой оружия. Пытаться сосуществовать с ними в согласии и вести конструктивный диалог — затея пустая. Лидеры наций все как один ведут себя как ветреные истерички без чувства меры. Их требования и поступки порой не поддаются никакому логичному объяснению, они нередко «заворачивают» выгодные для себя предложения и очень болезненно реагируют на ваши отказы. Сами напрашиваются на неприятности, ей-богу.
Единственным приметным — но не сказать чтобы очень значимым — нововведением со времен раннего доступа стал шпионаж. После исследования соответствующей технологии появляется возможность построить единственную на всю империю академию, которая с завидным постоянством и без лишних капиталовложений будет готовить для вас новых агентов. Дабы выпускники столь элитного заведения не прозябали без дела, предлагается их распределять по известным планетам для работы по профилю. И если в подконтрольных вам мирах вся деятельность сводится к пассивному выявлению неприятельской агентуры, то на территории соперников возможностей открывается побольше. Полевая работа шпиона состоит из трех последовательных этапов — сбора информации, проникновения в одну из общественных сфер (дипломатические круги, аграрный сектор, профсоюзы или компьютерные сети) и непосредственно разнородной подрывной деятельности в ее рамках.
Чем бы заняться?
Чем бы заняться?
На любой стадии доморощенного Штирлица могут разоблачить и либо казнить, либо депортировать. В любом случае это чревато политической напряженностью — то есть фактически ничем, если учесть условность и дуболомность здешней дипломатии. Ну, объявит враг вам войну — сам же больше и пострадает. Сражаются компьютерные оппоненты так себе. По тем же соображениям шпионаж как таковой не имеет серьезной практической значимости. Да, поначалу интересно покопаться в грязном белье соседей по галактике, но, когда игра выдает сообщение о подготовке очередного, уже n-дцатого шпиона, невольно закатываешь глаза с мыслью: «Куда ж тебя девать, окаянный, чтоб не мешался?» Проще вообще не пользоваться агентурными сетями, а собрать вооруженную армаду и пообщаться с неугодными с позиции силы.
Война, впрочем, интереснее тоже не стала. Тактические бои все так же проходят в реальном времени с возможностью паузы и все так же нагоняют неудержимую зевоту. Игрок волен управлять каждым кораблем, но на пустынных аренах тактическому гению места нет — достаточно обвести флот рамкой, кликнуть на врага и смотреть, кто кого. Или поступить проще и доверить управление искусственному интеллекту, оставив себе роль пассивного зрителя. Или еще проще — вверить происходящее функции автобоя. Все равно ведь исход определяет простая арифметика, а наблюдать за безыдейными перестрелками игрушечных корабликов быстро надоедает. Ладно были бы еще ракурсы кинокамеры интересные, спецэффекты мощные или задники красивые — так ведь ничего такого нет.