Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели зло всегда побеждает и остается безнаказанным?
Наверное, поэтому так популярны в наши дни фильмы и книги о борьбе добра и зла. И о героях, которые спасают мир. Наверное, поэтому мы любим «Властелина Колец», «Ночной Дозор», «Звездные войны». Наверное, поэтому молодежь играет в джедаев, эльфов, в белых и черных магов и размахивает бутафорскими мечами.
Хочется, хочется человеку верить, что есть у него защитники, есть милосердный Бог, милосердная Судьба, наконец. Хочется, чтобы в мире царили справедливость и добро и не было ни войн, ни жестокости, чтобы сами мы были прекраснее и мудрее. Но герои фильмов и красивые мечты живут лишь в нашем воображении. Впрочем…
Ночной Дозор и Братство Кольца существуют на самом деле?
В определенные моменты человеческой истории, в периоды серьезных кризисов, переходов от одного типа цивилизации к другому члены оккультной Иерархии, Учителя и даже более возвышенные Сущности являются миру; обычно, хотя и воплощенные, они пребывают в уединенных и изолированных местах, вдали от буйства человеческой жизни, с целью выполнять полезную работу, которую было бы невозможно выполнить в переполненных местах обитания людей.
А. Безант. «Адепты»
В конце XIX века Елена Петровна Блаватская впервые возвестила Западу о Братстве Учителей и Адептов; о «Стене Охранителей», возведенной их руками и силами и защищающей человечество «с тех пор, как человек стал человеком, ограждая его от дальнейших и еще более тяжких скорбей»; о людях, которые обладают сверхъестественными силами и возвышенной нравственностью и которые на всем протяжении истории являлись наставниками человечества. Они приносили в мир религии и философские учения, они инициировали великие открытия и вдохновляли мастеров на создание шедевров, они вселяли в сердца людей стремление к идеалам Братства, к прогрессу, к благородным идеям и начинаниям.
Путешественники, исследователи и просто любители тайн устремились на Восток в поисках загадочной Шамбалы — рая на земле, места, недоступного для всякого зла, где обитают возвышенные души. К сожалению, для большинства теософов и оккультистов Учителя стали либо очередным объектом слепого поклонения, либо средством достижения собственных целей: духовного развития, получения парапсихологических способностей — и даже «оракулами», подсказывающими, как лучше вести бизнес… Фактически уникальная попытка Учителей рассказать о своем существовании, показать людям идеалы мирового Братства, приоткрыть некоторые тайны природы и истины, которые позволили бы ускорить эволюцию человечества, преодолеть догматизм и разобщенность, закончилась неудачей. Учителя снова были вынуждены «скрыться» от любопытных глаз. И сейчас, по прошествии более ста лет, упоминание о Них вызывает наивно-экзальтированную реакцию у одних людей и скепсис — у других.
Н. К. Рерих. Танг Ла. Сказание о Шамбале. 1943
Н. К. Рерих. Танг Ла. Сказание о Шамбале. 1943
Если они существуют, почему мы ничего о них не знаем?
Легенд и историй о великих Мудрецах сохранилось множество в древних книгах, особенно на Востоке. Индус, как сто или тысячу лет назад, так и сегодня, существование Махатм воспринимает как нечто вполне естественное; к этому имени, означающему в переводе с санскрита «Великая Душа», относится с величайшим почтением. Ни малейшего удивления или непонимания не вызывает у индуса и факт существования Братства Мудрецов, называемого космической Иерархией.
С европейцами все иначе…
Во-первых, нам с нашей любовью к демократии и индивидуализмом довольно трудно принять, что существует кто-то, кто управляет нашей жизнью (хотя, если задуматься, именно это постоянно и происходит). Как правило, мы легко принимаем принцип иерархии, когда речь идет об устройстве организации или управлении государством. На Востоке же как нечто естественное воспринимается идея иерархического устройства Космоса и существование иерархии живых существ — не только в биологическом смысле (наподобие классификации животных и растений по отрядам, родам и видам), но и с точки зрения духовности и развития сознания: обладающие большей духовностью, мудростью, если угодно, опытом и стоящие в этом смысле «выше» на иерархической лестнице помогают, подсказывают стоящим «ниже», то есть не имеющим подобного опыта и мудрости. (Помогают, но ни в коем случае не управляют и не подчиняют! Мировая Иерархия не имеет ничего общего с устройством государства или фирмы.) Е. И. Рерих пишет, что как раз эту идею почему-то с большим трудом воспринимает западный человек, она вызывает в нем протест, хотя, как это ни парадоксально, тот же западный человек подчас легко мирится с деспотической системой правления и покорно подчиняется мнению ничтожных людей. Но что ж… видимо, наша судьба — состоять из парадоксов…
Во-вторых, у современного человека возникают вполне резонные вопросы: почему мы не видим Учителей? Почему, если они столь благородны и обладают колоссальными силами, свидетельства о них хранят только мифы и легенды?
Из некоторых ваших вопросов мы сперва, если вы не возражаете, разберем вопрос относительно предполагаемой неудачи «Братства» «оставить какой-либо след в истории мира». Они должны были бы суметь, считаете вы, при их исключительных преимуществах, «собрать в свои школы значительную часть наиболее просвещенных умов каждой расы». А откуда вам известно, что они не оставили подобный след? Знаете ли вы об их усилиях, успехах и неудачах? Где же ваша скамья подсудимых, чтобы обвинять их? Каким образом мог ваш мир собрать доказательства о делах людей, которые неизменно держали закрытыми все возможные входные двери, через которые любопытствующие могли бы следить за ними? Первейшим условием их успеха было исключить любой надзор или вмешательство извне. Они знают свершенное ими; а все, что могли воспринять люди не их круга, — это результаты, причины которых были скрыты от глаз. Чтобы как-то объяснить эти результаты, люди в разные эпохи изобретали теории о вмешательстве «Богов», особом Провидении, судьбе, благотворном или враждебном влиянии звезд. Не бывало такого времени на протяжении так называемого исторического периода или до него, когда бы наши предшественники не формировали события и не «делали историю», факты которой впоследствии неизменно искажались историками, чтобы привести их в соответствие с современными предрассудками, вполне ли вы уверены в том, что зримые героические личности в этих последовательных драмах не были зачастую лишь их марионетками?..
Бывали времена, когда в наших школах обучалась «значительная часть просвещенных умов». Такие времена знавали Индия, Персия, Египет, Греция и Рим. Но, как я уже отмечал, адепт есть редкий цветок своего века, и сравнительно мало их появляется в одном столетии.