Иранские ковры

Как и в древности, типичные ковроткацкие мастерские располагаются на центральных площадях, среди торговых лавок. Ткачи выбирают для своей работы небольшие и светлые помещения. Для ковроткачества используют всего три инструмента — рогульку с петлями для перестановки ниток, гребень для пробивания утка и нож для подрезания ворса. Процесс изготовления ковров ручной работы не меняется уже многие столетия. На деревянную основу крепятся две пары кольев, между которыми закрепляются брусья. На них натягивают нити основы — шерстяные или шелковые. Ковер, выполненный на шерстяной (шелковой) нити основы, более мягкий, его можно сложить, и при этом он не сомнется. Работа над одним ковром может длиться около полугода, а в процессе его изготовления задействовано до 60 человек. Подробности на exterier.ru.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ
Эскиз. В современных ковровых мастерских хранятся альбомы архивных эскизов, на которые ориентируется художник, создавая новые орнаменты. Он работает долго и кропотливо, созерцая красоту окружающего мира, архитектуру и природу. В древности мастера отправлялись за вдохновением в дальние страны и новые города, часто посещали Венецию или Флоренцию. В орнаментах были отражены нетипичные цвета и ассоциации, навеянные искусством Европы, однако узнаваемость исфаханских ковров сохранялась благодаря соблюдению традиций истинно восточного стиля.

Выбор нитей. Исфаханские ковры ткутся из шелковых нитей или овечьей шерсти корк различных оттенков. Удостовериться в высоком качестве шерсти достаточно просто: следует сложить ладонь лопаткой и провести ею по поверхности ковра. Качественная шерсть мягкая на ощупь, гладкая, блестящая и не оставляет следов на коже при прикосновении.

Как выбрать иранский ковер?
Исфаханский ковер, Art de Vivre
Покраска нитей. Богатая палитра красок исфаханских ковров известна на весь мир. Все цвета создавались путем использования исключительно натуральных красителей. Популярный в восточном ковротворчестве красный цвет добывали из корней двухлетнего растения марены. Добавив в краситель несколько крупинок лимонной кислоты, получали оранжевый цвет. Красный сандал использовали для окрашивания ковра в нежный розовый цвет без добавления синтетических красок. Самки жучков-паразитов кошенили служили сырьем, из которого в дальнейшем получали насыщенный пурпурно-красный цвет. Из корней растения индиго получали синий цвет, а куркума давала желтый оттенок. На вес золота ценились краски, добываемые из пыльцы цветков шафрана (желтый цвет), а путем промывки листьев сафлора мастера добивались красно-золотистого цвета. Особые секреты покраски ковровых нитей, пришедшие к нам из древности, используются и в наши дни.

Плетение и орнамент. Сначала эскизы будущего рисунка ковра наносятся на патрон — бумагу, разлинованную на миллиметровые клетки, где каждая клетка — узел. После завершения этапа плетения ковер перемещают на мануфактуру, где совершается важный и дорогой процесс мойки ковра родниковой водой. Ковер вычесывают и сушат в специальных ангарах, после чего обжигают оборотную сторону, применяют оверлок, переплетают фрагмент и готовят ковер к показу клиенту. Как правило, наиболее ценные ковры небольшие по размеру: 1 х 1,5 метра либо 1,5 х 2 метра. Обычно, чем меньше ковер, тем больше его плотность, но бывают исключения.

Хранение. Особая категория — винтажные ковры. Прежде чем попасть в продажу, они хранятся в определенных условиях до полувека, после чего по-настоящему раскрываются во всем великолепии цвета и формы.

Исфаханские ковры узнаваемы благодаря особой цветовой гамме: как правило, это яркий синий, голубой, красный; нередко встречается фон цвета слоновой кости.
Ворс исфаханских ковров срезан до нескольких миллиметров.
Рисунок исфаханского ковра имеет четкий контур.
В декоре ковра присутствуют филигранные орнаменты, изображения птиц и цветов. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Кроме того, существует местная исфаханская композиция, называемая «эсуми», представляющая собой спиральные побеги виноградной лозы, нежные и гибкие, связывающие воедино малые сюжетные мотивы с листьями и цветами.
Основа ковра — из натурального шелка или шерсти.
Как правило, исфаханские ковры имеют авторскую подпись.
Плотность ковров от 650 000 до 1 200000 узелков на кв. метр.

Добавить комментарий

Все материалы являются собственностью владельцев сайта. Их копирование и размещение возможно только суказанием обратных ссылок на сайт. Использование, копирование и размещением любых материалов с сайта преследуется законом об авторском праве.